devis

Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания

непременно дадут добрые всходы

(Леонардо да Винчи)

Ваш дошкольник упорно отказывается от некоторых заданий? Настаивать или подождать?

Часть 2. Как вырастить художника или какие отделы мозга отвечают за успешность в рисовании?

Прежде всего, у маленького человека в голове должен быть четкий образ того, что он хочет изобразить. То есть, ребенок должен хорошо представлять себе машину, танк, розу или ромашку. Понимать, как объект выглядит с определенного угла зрения. Сколько колес надо нарисовать машине? Чем отличается машина от танка или трактора? А как в рисунке показать различия между розой и ромашкой, мальчиком и девочкой, воробьем и вороной?

Достаточно очевидные для взрослого различия могут представлять для ребенка большую проблему. Вы сами сможете на рисунке подчеркнуть разницу между пионом, астрой и георгином? Для этого нужно представлять их листья, форму лепестков и т.д. Также и ребенок встает перед сложнейшей задачей: как изобразить рыцаря - а не злодея, лошадь - а не собаку или осла… Ребенок начинает рисовать и понимает, что желаемого образа не получается. Мотивация снижается, желание пробовать снова угасает.

Глядя на рисунки детей, родителям часто не понятно, что конкретно хотел изобразить ребенок. И он сам не знает, как изобразить желаемого персонажа. За наличие разнообразных образов в голове отвечают так называемые зрительные функции. То есть, если ребенок помнит и различает много образов, у него будет база для самостоятельного рисования.

Однако, одних образов для рисования недостаточно. Ребенок должен уметь держать карандаш и воспроизводить образ на листе бумаги. Это зависит от уровня развития графомоторных навыков (умения удерживать положение руки и совершать движения, позволяющие рисовать, раскрашивать, копировать узоры, соединять точки). Если ребенок не может провести прямую и изогнутую линию, нарисовать круг, то воссоздать целое изображение будет практически непосильной задачей и вызывать, как следствие, сопротивление и отказ от деятельности.

Мы остановились на самых важных функциях, связанных с рисованием. Также ребенок должен уметь расположить рисунок на листе, быть достаточно внимательным и терпеливым, чтобы довести дело до конца. Но, в целом, это уже дополнительные, хотя и немаловажные, функции, которые будут облегчать или затруднять рисование. Разговор о них обязательно пойдет в следующих статьях.

Как помочь ребенку развить "отстающие" навыки?

Следовательно, ребенок со слабыми зрительными функциями и графомоторными навыками будет иметь сложности в рисовании. Недостаточную сформированность этих функций может установить нейропсихолог во время диагностики. А родители видят результаты этой слабости – их сын или дочь не любят рисовать.

Бесспорно, у ребенка могут быть другие таланты и сильные стороны. В то же время, совсем отказываться от рисования не стоит. Есть много методик и пособий, которые помогают ребенку развивать его слабые стороны. Первый шаг на пути к рисованию – детальное рассматривание картинок в детских книжках. Книги для дошкольников и младших школьников должны быть красочными, с качественными иллюстрациями. Не торопитесь прочитать историю или сказку. Подробно обсудите, во что одеты герои, какие растения изображены на рисунке и т.д.

Если родители знают слабые стороны ребенка, подбирают ему разные интересные задания, помогающие справляться с трудностями, то эффект даже от коротких, но регулярных занятий постепенно накапливается. Через 3-6 месяцев родители видят ощутимую динамику в той деятельности, которая раньше давалась с большим трудом.

В четвертой части вы найдете еще несколько рекомендаций по помощи ребенку в рисовании. Но важнее родителям понимать, зачем же все-таки учить ребенка рисовать. Ведь это далеко не главный школьный предмет!

В следующей, третьей, части вы узнаете, как отвечают на этот вопрос в нейропсихологии.

 

Анна Дудина

Анна Дудина

Магистр психологии, нейропсихолог, мама двоих замечательных детей. Прошла курсы повышения квалификации в Высшей Школе Психологии по программе "Методы нейропсихологической диагностики и коррекции". Провожу диагностику детей в возрасте от 5 до 13 лет, веду индивидуальные занятия по подготовке к школе и коррекционно-развивающие занятия со школьниками с трудностями в обучении. 8 лет с огромным удовольствием веду группы по подготовке к родам и материнству, проходила обучение для ведущих тренингов личностного роста и инструкторов по подготовке к родам.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.