devis

Желание написать подобный текст рождалось всякий раз, когда в глаза бросались без преувеличения тысячи лайков и восторженные, а иногда завистливые комментарии мам, под постами о детях-вундеркиндах. И если восхищение объяснить и понять можно, то зависть меня всегда ужасала. Особенности личности родителей, завидующих чудо-Джону, умеющему в три года говорить на 28 языках, или мега-Маше, осилившей си бемоль-мажорную фугу Баха в шесть, - тема отдельной статьи. Сейчас поговорим о детях. Изнутри. Вне рамок красивых картинок, восторженных комментариев и прочей мишуры. Как живется такому чудо-мегаребенку? Что происходит с его детством, с удовлетворением ключевых возрастных потребностей?

Судьбы вундеркиндов. А стоит ли пытаться делать своего ребенка вундеркиндом?

Посмотрим, что происходит с одаренным ребенком поэтапно. Вот мама и папа заметили, а может, подсказал педагог, что у ребенка есть недюжинные способности. И надо их развивать, что большинство родителей и начинают делать.

Сразу оговорюсь, что речь сейчас не идет о спортивных тренировках в профессиональном режиме, поступлении в консерваторию или еще куда-то, где ребенок будет находиться в кругу ровесников, таких же спортсменов или музыкантов, работающих зачастую больше, чем другие дети, но все же таких же, как они. Мы говорим именно о вундеркиндах. В психологии это называется «исключительная одаренность». Случаи, когда ребенка отправляют в школу/спецшколу/профессиональное училище в 4 года и ВУЗ в 15, тоже относятся к этому явлению. Многие говорят – «Да ну, не страшно! Подумаешь, 3-4 года. Делов-то» Но, это в 25-28 лет не страшно. А вот между 12 и 16 годами – колоссальная разница, пропасть.

Судьба вундеркиндов

Потребность ребенка в общении

Давайте по порядку. Одной из основных ключевых потребностей человека является потребность в общении, в социальном контакте, в принятии референтной социальной группой. То есть, если ты – рыбак, то тебе надо быть приятным именно рыбаками, а не кондитерами. Такой потребности нет только в одном случае – в случае наличия диагноза «шизофрения». Собственно, нарушение потребности в общении - один из ключевых дефектов заболевания. При некоторых формах аутизма нарушение потребности в общении также случается. Ну и, собственно, все. Остальным индивидуумам общаться с себе подобными жизненно необходимо.

А что происходит с реализацией данной потребности у одаренного ребенка, который в умственном развитии превосходит своих сверстников и, следовательно, попадает в среду (школу/иное образовательное учреждение) более старших? На первый взгляд, кажется, что, так как интеллектуальный уровень детей идентичен, они найдут общий язык. Так рассуждают взрослые. И это отчасти справедливо - для взрослых, где люди как раз тянутся к равным по интеллектуальному уровню. У детей все иначе. Уровень эмоционального развития в 24 и 28 лет – примерно одинаковый. В 12 и в 16 – разница чудовищная.

Что получается в результате? «Свой среди чужих, чужой среди своих». То есть с теми, с кем ребенок мог бы установить эмоциональный контакт, ему попросту неинтересно. С теми же, с кем ему интересно в интеллектуальном плане – нет эмоционального контакта, общности интересов. В 16, например, уже вовсю страсти и влюбленности, а в 12 еще детство дымит в известном месте и вовсе непонятны страдания одноклассницы по мальчику из соседнего двора. Итог довольно плачевен. Проблемы в общении, отсутствие друзей и, как следствие, отсутствие в достаточной степени сформированных и эффективных навыков социального поведения. Это может выражаться и в чрезмерной конфликтности, ранимости. А может обернуться отчужденностью, уходом в себя, в свой домик-ракушку. А в подростковом возрасте прибавьте гормональный взрыв, кризис, бурю эмоций. И тотальное одиночество.

Судьба вундеркинда

Увы, мало кому удается справиться с этим самостоятельно. Вспомним Нику Турбину и Сережу Парамонова – талантливых детей с трагической судьбой. Ника покончила жизнь самоубийством, Сережа спился. И это, увы, не единичные случаи. Это – печальная закономерность. Не справляется психика ребенка.

Всегда помните, что ваш ребенок – самый лучший. Он любит и верит Вам безусловно. Вы для него – целый мир. И черт с ними, с талантами и славой. Просто обнимите своего любимого ребенка. Просто так.

 

Сурженко Екатерина

Сурженко Екатерина

Автор тренингов и вебинаров по детско-родительским отношениям с элементами арт-терапии, занимается проблемами взаимодействия ребенка и родителей в ситуации развода, работает с семейными конфликтами. Консультирует по вопросам мотивации ребенка, готовности к школе, социализации.

Имеет опыт взаимодействия с «особыми» детьми и взрослыми. В качестве волонтера работает с воспитанниками психо-неврологических интернатов.

Базовое образование – факультет психологии МГУ, кафедра нейро- и патопсихологии; дополнительное образование – обучение в Консультационном центре ИКСР (тренер – Андрей Васильев); прохождение тренингов по регуляции психо-эмоциональных состояний, реимпринту в Школе мастеров Гелены Савицкой (тренер - Гелена Савицкая, Юрий Оборин)

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.