Материал:
• запись музыки П. И. Чайковского «Времена года»;
• запись мелодии к песне «Солнечная капель» музыка
С. Соснин, слова М Вахрушева;
• иллюстративный материал с изображением зимующих и перелетных птиц;
• картинки с последовательно развивающимся действием «Вырастим огурцы» - 2 комплекта;
• разрезные картинки «Времена года»;
• иллюстративный материал «Что перепутал художник? »
• иллюстративный материал с изображением фрагментов признаков времен года.
Ход игры
Ведущий: "Здравствуйте дорогие гости! Сегодня у нас интеллектуальная игра «Весна – красна». Вы, наверное, уже догадались, что все вопросы и задания будут о весне и о том, что весной происходит. А вы, дети, должны показать свои знания. Будьте внимательны. Каждый из вас за правильный ответ будет получать фишку, а в конце игры мы посмотрим, кто будет лучшим."
Разминка
Что такое весна?
Почему весну называют «весна – красна»?
После какого времени года наступает весна?
Сколько месяцев длится весна?
Назовите весенние месяцы.
Перечислите признаки весны.
Что происходит в жизни зверей и птиц весной?
Какие птицы прилетают первыми?
Какие цветы зацветают первыми?
Физкультминутка
Представьте себе, что вы – большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом (изображаем сугроб: дети приседают на корточки, «в кучу») .
Но вот пригрело теплое весеннее солнышко. Озорные лучики «защекотали» сугроб: «Просыпайся, вставай скорей! Пора! » Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие веселые ручейки. Побежали землю будить. (Дети изображают ручейки и разбегаются по группе под музыку П. И. Чайковского.)
Кого вы хотите разбудить, ручейки? (Деревья, траву, цветы, реки, пруды)
Как река просыпается от сна? (Лед трескается, и по реке идут большие льдины). Как называется это явление?
Как просыпаются растения? (Они наливаются талой водой, их припекает весеннее солнышко; почки набухают и раскрываются зелеными листочками) .
Загадки
1. Пришли теплые деньки,
Зазвенели ручейки,
Подснежник расцветает.
Когда это бывает? (весной)
2. Растет она вниз головою,
И звонко плачет лишь весною. (сосулька)
3. Лежало одеяло,
Мягкое, белое.
Солнце весеннее напекло –
Одеяло утекло. (снег)
4. Голубая простыня
Весь свет покрывает. (небо)
5. Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (солнце)
6. На ветвях плотные комочки
В них дремлют клейкие листочки. (почки)
7. Бегу, звенят, в речку хотят. (ручьи)
8. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
Музыкальная часть
Песня «Солнечная капель» муз. С. Соснин, слова М. Вахрушева.
Звучит запись пения птиц.
Что это, дети? (Это птицы, они возвращаются к нам из теплых стран) .
А какие птицы прилетают к нам весной?
Игра «Четвертый лишний»
Ведущий выставляет на мольберт картинки с изображением птиц, а дети должны назвать какая из них лишняя и почему.
Игра с мячом «Бывает – не бывает».
Ведущий называет разные явления и бросает мяч ребенку, а он – отвечает, бывает такое весной или нет.
Опадают листья; зеленеет трава; прилетают перелетные птицы; сильный мороз; бегут ручьи; медведица выходит из берлоги с маленьким медвежонком; тает снег; вянет трава; заливают каток; набухают почки; припекает солнце; улетают птицы; появляются первые цветы; на земле лужи; выпадает первый снег; собирают урожай; люди собирают грибы; гремит гром; завывает вьюга; распускается подснежник; медведь спит в берлоге; белочка делает запасы; деревья стоят в снегу; на реке ледоход; поспевает земляника; дети пускают кораблики; заяц меняет шубку; люди утепляют жилище; у зверей появляются детеныши; птицы вьют гнезда; день становится все короче; на дворе капель.
Пословицы и поговорки
Один ребенок говорит поговорку и называет того, кто будет ее объяснять.
Например: Иногда и март морозом хвалится. Илья: Март хоть и весенний месяц, но морозы еще бывают, потому что весна только начинается.
Подвижная игра «Птицы – гнезда – птенцы»
По команде педагога «Птицы» дети передвигаются легко на носочках, взмахивая руками-крыльями. По команде «Гнезда» - собираются в центре (приносят веточки, встают в тесный круг, обхватив талию друг друга. По команде «Птенцы» - находят каждый свой круг (обруч, часто взмахивают руками, чуть отрывая их от бедра, пищат.
Состязания в парах
1. «Что сначала, что потом? » Детям предлагается по одинаковому набору картинок с развивающимся действием, кто быстрее и правильно выложит, составляет короткий рассказ. Например: Сначала дети вскопали землю, посеяли семена, поливали, чтобы семена проросли и т. д.
2. «Собери картинку». Детям предлагаются разрезные картинки с изображением весны и зимы (или весны и лета). Кто из детей первый справляется, называет какое время года изображено на картинке и по каким признакам он это определил. Какое время года бывает сначала?
3. «Что перепутал художник? » Дети по очереди называют неточности на своей картине. Побеждает тот, кто заметит все неточности и объяснит, как должно быть.
4. «Весенние картинки». Из набора предложенных картинок, дети должны отобрать только те, на которых изображены фрагменты весенних признаков. Кто быстрее справляется с заданием, перечисляет признаки.
Ребята, мне кажется, что мы прекрасно поиграли, показали свои знания о весне. Давайте подсчитаем, у кого, сколько фишек и узнаем, кто же лучший.
Дети считают фишки, аплодируют победителю.