Развитие речи
Наличие некоторого элементарного образца собственных вокализаций предполагает явное узнавание младенцем собственных звуков.
Ситуация: у младенца усиливаются движения рта и/или появляется улыбка после того, как он слышит свои собственные звуки.
Указания: послушайте спонтанные вокализации ребенка. Какие звуки произносит младенец в спокойном состоянии, когда не кричит. Если ребенок спонтанно не издает звуки, глядя на него, поговорите с ним. Затем понаблюдайте в течение нескольких минут за выражением его лица и его поведением. После этого произнесите один из звуков гуления младенца без согласных так, как обычно произносит ребенок. Например, а-и-я; е-у-е; и-а-а, так же понижая и повышая голос.
Вокализируйте несколько раз. Затем остановитесь, понаблюдайте за выражением лица младенца и его поведением. Повторите знакомые ребенку вокализации. Если малыш произносит другие звуки, перейдите к ним после трех-четырехкратного произнесения первых.
Повторение: 2-3 разных звука.
Этапы развития ребенка:
- проявляет мало интереса и к «взрослым», и к «детским» звукам;
- слушает внимательно оба вида звуков - и «взрослый» и «детский», но не вокализирует;
- проявляет более положительную реакцию по отношению к гулению, такую, как оживление, движение губ, улыбка, но не вокализирует.