devis

 

Кто музыки не носит в своем сердце,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть предателем, лжецом…

В.Шекспир

Зачем ребёнку музыка?

Была ли в вашей жизни ситуация, когда родители, наставляя на путь истинный, велели не заниматься ерундой, а сконцентрироваться на важном? Предположим, на математике, ботанике, иностранном языке? Вам когда-нибудь говорили "Зачем столько сил, времени и нервов тратить на музыку? Ведь эти занятия так мало дают ребенку для жизни. Куда полезнее заняться спортом, выучить иностранный язык или просто погулять!"?

Иногда родители прилагают все свои силы, чтобы их дети получили аттестат с отличием, престижную профессию, забывая о духовном мире ребенка. И тогда вырастают молодые люди с неразвитой эмоциональной сферой. Они не способны к сочувствию, к жалости.

"И при чем здесь музыка?" – скажете вы.

Малыш не обладает знаниями и опытом. Всё, что у него есть, – это его эмоциональный мир, необыкновенно яркий и сложный. Как говорит пословица: устами младенца глаголет истина. И правда, малыш обострённо чувствует добро и зло, искренность и фальшь. Все мы хотим сохранить в нём эту свежесть и непосредственность чувств, не так ли?

Для музыки язык эмоций – родной. Поэтому наверно самым важным средством эмоционального развития ребёнка становится музыка.

Наша задача – привлечь внимание малыша к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. В будущем он научится ценить эту красоту не только в музыке, но и в человеческих отношениях.

Начинайте с колыбели: учите ребенка музыке!

На вопрос "когда нужно начинать музыкальное развитие" известный венгерский композитор и педагог Золтан Кодай ответил: "За девять месяцев до рождения ребенка. А ещё лучше - за девять месяцев до рождения его матери".

Ребенок уже не младенец? Пойте ему песни! Малыш ещё маленький и не понимает смысла слов? Всё равно пойте! Можно даже без слов. Ведь он уже тонко чувствует интонацию речи и на неё реагирует. Проверьте сами! Спойте песню хоть на китайском ласково – и ребёнок улыбнётся. А, потом ту же песенку, но сердито – и он заплачет.

little-girl-playing-flute

Пойте во время пробуждения ото сна потешки, а на ночь – колыбельные.

Например, потешку "Потягушеньки" можно петь, поглаживая малыша.

Затем можно перейти к подвижной песенке "Колючий ёжик", используя массажный мячик. Покатай мячик по ножкам, ручками.

Перед сном нежный мамин голос поможет заснуть. И не важно, что вы плохо поете или забыли слова. Пойте на любой слог: баю-бай, ла-ла-ла и т.д. Ведь для ребенка мамин голос - самый лучший!

Потом уже, подрастая, он станет и сам подпевать.

Пропускайте через себя

Маленьким детям зачастую не интересна музыка, если она не вызывает двигательных рефлексов. "И что же, слушать только подвижную?" – скажете вы. Не обязательно. Пропускайте музыку через ребенка!

Например:

  • Включите любую аудиозапись без резких громких звуков и двигайтесь под музыку вместе.
  • Пойте песни, потешки, одновременно выполняя движения по тексту. Для этого отлично подойдут логоритмические песенки. Если нет навыков игры на инструменте, можно использовать записи песен Е.Железновой, Ю.Кудинова или других авторов.
  • Играйте на шумовых инструментах, обозначая пульсацию звука (метр): раз-два, раз-два или раз-два-три, раз-два-три.
  • Двигайтесь вместе под музыку с разным темпом (быстро-медленно). Например, можете сыграть в игры "Большие маленькие ноги", "Великаны и гномы", "Солнышко и дождик", "Дождик и божьи коровки".
  • Также для усиления ощущения пульсации музыки шагайте равномерно под музыку или хлопайте: раз-два, раз-два или раз-два-три, раз-два-три …(в зависимости от размера музыки) .
  • Хлопайте, топайте, играйте на шумовых инструментах один и тот же несложный ритм под музыку: ти-ти-ти-ти-ти-ти-Та ; ти-ти-Та, ти-ти-Та.

Например:

"Давай сыграем песенку на ладошках (хлопает),
на животике (хлопает по животику),
коленках, носике (нажимает кончиком пальца на носик)"

Едет, едет паровоз, ти-ти-ти-ти-ти-ти-Та
Две трубы и сто колёс. ти-ти-ти-ти-ти-ти-Та
Две трубы, сто колёс, ти-ти-Та, ти-ти-Та
Машинистом – рыжий пёс. ти-ти-ти-ти-ти-ти-Та

Или:

Куколке – матрёшке ти-ти-ти-ти-Та- Та
Строим дом хороший: ти-ти-ти-ти-Та-Та
Вот такой высокий, ти-ти-ти-ти-Та-Та
Вот такой широкий! ти-ти-ти-ти-Та-Та

Понятные образы

Говорящий ребёнок-дошкольник может петь очень выразительно, если ему помочь. Малыши мыслят конкретными образами.  Мало просто рассказать о музыке обобщенными словами: весело, грустно, нежно… Используйте доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребенком песню про зайчика, где запев поется медленно и плавно, а припев – в остром, прыгающем ритме. Возьмите игрушку-зайку и покажите малышу, что во время запева зайка двигается медленно или катится на коньках.  А во время припева прыгает.

Картинки

Пониманию смысла песни и образов произведения поможет наглядность: картинки, иллюстрации. Например, если поёте про Новый год, используйте персонажей песни (Дед Мороз, Снегурочка, зайка, лиса и д.т.) или пейзаж. Если песенку про осень – осенний пейзаж, соберите с малышом жёлтые листочки и покажите, как они медленно падают с веток, когда подует ветер ( при этом пусть малыш сам будет ветерком и дует).

Иллюстрации помогут сосредоточить внимание малыша, войти в образ песни.

Детские музыкальные инструменты

mother-singing

Учить играть на детских музыкальных инструментах можно уже с 3 лет, иногда даже с 2,5 лет. В магазинах можно встретить великое множество таких инструментов: струнные (домбры, балалайки), духовые (дудочки), ударные (металлофон, барабан), клавишно-язычковые (гармонии, баяны, аккордеоны), клавишные (пианино, рояль). Это не просто инструменты для развлечения. Качественные инструменты должны издавать правильный звук, иногда похожий на звук обычного музыкального инструмента. Проследите, чтобы на нём можно было сыграть простую мелодию.

И еще совет: не покупайте сразу несколько инструментов. Как говорится, хорошего понемногу! Иначе ребёнок будет метаться от одного к другому инструменту, быстро устанет от избытка впечатлений, от всего гудящего, звенящего и забросит, так и не научившись играть. Пока он не научится играть на одном, не стоит ему давать другой.

Начните с барабана, маракасов, колокольчиков или бубнов. Включите музыку, похожую на походку медведя, а ребенку поручите играть на барабане, как шагает медведь - неспеша. А когда зазвучит музыка зайки, малышу нужно будет быстро и ритмично играть на бубне. Под музыку, ассоциирующуюся с полетом птичек – предложите ребенку использовать колокольчик (дили-дили-дили). Шагаем по осенним листочкам – шуршим погремушками, маракасами. И так далее, вариантов для импровизации – неисчислимое множество.

Затем переходите к металлофону, на котором можно сыграть уже мелодию. Молоточек берётся легко между первым и вторым пальцами правой руки. Чтобы извлечь звонкий звук металлофона, молоточек должен отскакивать от металлической пластинки. Затем можете использовать уже более сложные инструменты.

Нотная грамота

Когда малыш подрастет, ему станет интересно узнать, как устроена музыка, какие в ней правила, из чего она состоит. Однако не стоит учить нотной грамоте так, как учат в музыкальной школе: нота "до" первой октавы пишется на добавочной линейке и т.д. Это скучно и однообразно. Помните, что основной вид деятельности дошкольника – игра. Используйте известные малышу образы. Например, нотный стан – это лесенка или провода, на которых сидят птички. Первая птичка по имени Ми поет голоском ниже других, вот так: "ми". На последнем проводе – птичка Си, её голосок выше остальных и т.д.

Или можно взять плоскостной пятиэтажный домик, который открывается особым ключом, скрипичным. А в домике ноты:

Вот пятиэтажный дом,

Проживают знаки в нём.

Нотоносец дом зовут,

Знаки ноты в нём живут.

Видео

А когда захочется отдохнуть, то можно, уютно устроившись с малышом на диване, посмотреть мультфильмы о нотах и о композиторах, а также мультфильмы, в которых звучит замечательная музыка известных композиторов.

Проект

Проект "Музыкальный теремок", Наталия Горяйнова

Музыкальный теремок – проект, созданный, чтобы помочь родителям окунуться вместе с ребенком в мир музыки.

Проект представлен в основных социальных сетях: одноклассники, вконтакте и инстаграмfacebook. Здесь можно найти книги, картинки, игры, мелодии, распевки, описания занятий – всё необходимое для музыкального развития. Музыкальный теремок – единственный проект, уделяющий особое внимание наглядности в вопросе изучения музыки. Это и обновленные иллюстрации из старых книг, и авторские картинки, и раздаточный материал.

В сообществах можно найти всё для быстрой подготовки к занятию с ребенком, всё для организации подвижных и дидактических тематических игр. "Музыкальный теремок" открыт для всех, кто живёт музыкой и с любовью передаёт знания детям. Если вы обучаете музыке (игра на инструменте, музыкальная грамота, восприятие музыки, музыкальное воспитание, ритмика), то этот проект для Вас!

 

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.