devis

Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания

непременно дадут добрые всходы

(Леонардо да Винчи)

Ваш дошкольник упорно отказывается от некоторых заданий? Настаивать или подождать?

Часть 3. Зачем «заставлять» ребенка заниматься нелюбимыми занятиями или в чем ключ к успеху детей?

Любая деятельность включает в работу самые разные отделы мозга, но есть ведущие зоны, которые в первую очередь будут определять успешность в определенной деятельности. Чем сложнее занятие, тем больше требований к разным функциям будет предъявляться. Такой сложной деятельностью является школьное обучение. В более простых занятиях дошкольного периода разные отделы мозга должны достичь того уровня развития, который позволит легко справляться с учебной деятельностью.

Рассмотрим это на примере рисования (начало смотрите в части 2 - "Как вырастить художника").

Активное и внимательное рассматривание картинок, рисование различных предметов развивает зрительные функции, накапливает представления о характерных особенностях предметов окружающего мира. Наличие образов слов (подробнее Вы можете почитать об этом во второй части) обогащает словарный запас и способствует развитию речи. Ребенок начинает использовать не просто обобщающие слова («цветок», «машина»), а конкретные названия: василек, астра, джип, кабриолет, пикап. Чтобы использовать более точные слова, за ними должен стоять образ. Следовательно, развитие зрительных функций помогает ребенку сделать свою речь более образной и выразительной.

Графомоторные функции являются одними из определяющих для успешного овладения письмом. А рисование – один из видов деятельности, который развивает эти функции и готовит руку к письму. Рисование мелками, красками, карандашами укрепляет мышцы кисти, нормализует тонус руки, создавая предпосылки для нормального нажима ручки во время письма. Между скучными прописями и раскрасками ребенок выберет, конечно, раскраску. Чтобы меньше сил и времени тратить на прописи в 6-8 лет, занимайтесь рисованием в четыре, в пять и в шесть…

Нужно ли приучать ребенка к занятиям?

Если в занятиях не стимулировать специально развитие вышеописанных функций, то к первому классу может наблюдаться задержка в их уровне сформированности. Следствием будет не только проблема с подчерком и первый опыт неуспешности в школе. Более серьезная опасность – дисграфия (трудность в овладении письмом при нормальном развитии интеллекта).

Аналогичная картина наблюдается и с другими занятиями. О них пойдет речь в следующих статьях. Например, если ребенок не умеет, не хочет, не любит выполнять задания с кубиками, можно предположить недостаточную сформированность так называемых зрительно-пространственных функций, которые являются основополагающими для овладения счетом и математикой в целом. Если не развивать это в дошкольном возрасте, то в школе приходится наверстывать пропущенные этапы. Нейропсихологи на занятиях с учениками 2-го, 3-го и даже 5-го класса учат детей собирать узоры из кубиков. Потому что без этой базы очень сложно выстроить истинное понимание задач на скорость, площадь и т.д.

Главный вывод: планируя занятия с ребенком, особое внимание нужно уделять именно тем видам деятельности, которые вызывают наибольшие трудности у ребенка. Это будет формировать новые нейронные связи как раз в тех зонах мозга, которые хуже сформированы. Сумеете увлечь ребенка нелюбимыми заданиями - поможете его гармоничному развитию.

 

Анна Дудина

Анна Дудина

Магистр психологии, нейропсихолог, мама двоих замечательных детей. Прошла курсы повышения квалификации в Высшей Школе Психологии по программе "Методы нейропсихологической диагностики и коррекции". Провожу диагностику детей в возрасте от 5 до 13 лет, веду индивидуальные занятия по подготовке к школе и коррекционно-развивающие занятия со школьниками с трудностями в обучении. 8 лет с огромным удовольствием веду группы по подготовке к родам и материнству, проходила обучение для ведущих тренингов личностного роста и инструкторов по подготовке к родам.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.