devis

Активность и подвижность – характерные особенности здорового ребенка. Но в настоящее время все чаще встречаются дети с повышенной двигательной активностью, легко отвлекаемые, импульсивные. Родителям важно знать: чем раньше они заметят характерные признаки и начнут помогать ребенку, тем быстрее и легче справятся с имеющимися трудностями. В этой статье мы опишем признаки повышенной возбудимости у детей. В конце будут даны общие рекомендации для родителей.

Неусидчивость, отвлекаемость, повышенная возбудимость и эмоциональность.  Можно ли помочь ребенку?

Главная трудность заключается в своевременной диагностике повышенной возбудимости. Одной маме ее ребенок с явными симптомами повышенной двигательной активности кажется просто энергичным шалопаем, а другая мама беспокоится, почему ее 5-летняя дочь не читает за столом по 30 минут. Попробуем задать критерии, на которые сможет опереться родитель, чтобы составить наиболее объективное представление о ребенке.

Признаки гиперактивности

У детей с диагнозом «Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ)» нарушены процессы торможения в ЦНС (центральной нервной системе). То есть, возбуждается такой ребенок очень легко, а успокоиться ему крайне сложно. Прежде всего, это относится к работе I блока мозга (подробнее об этом в статье «Как работает мозг ребенка?»). Характерные особенности таких детей:

  • сидя на стуле, они постоянно крутятся, вертят что-то в руках, шевелят ногами;
  • не могут тихо чем-то заниматься, часто просто прыгают, бегают;
  • бывают очень болтливыми;
  • отличаются повышенной эмоциональностью: перепадами настроения, обидчивостью, вспышками агрессии;
  • легко отвлекаются, не могут долго сосредоточенно заниматься одним делом;
  • в школе постоянно что-то забывают, теряют.

Диагноз может поставить только специалист (психиатр или невролог) после длительного наблюдения за ребенком. Рассказы родителей не всегда бывают объективными (как было описано выше). Воспитатель детского сада или учитель может помочь родителям в первичной диагностике: у родителей имеется опыт общения с ограниченным числом детей и им трудно сравнить поведение своего ребенка по отношению к большинству детей его возраста. Диагноз ставится, как правило, не раньше 4-5 лет. Но помогать таким детям родители могут начинать намного раньше. Поэтому внимательно прочитайте предлагаемые материалы.

Важно то, что у ребенка без СДВГ также может быть повышенная возбудимость (то есть преобладание процессов возбуждения в ЦНС над процессами торможения). Таких детей относят к норме: они не наблюдаются у неврологов, у воспитателей нет особенных жалоб (в коллективе и на занятиях такие дети обычно могут себя контролировать), родители и близкие люди не видят чего-то особенного.

К сожалению, если не уделять этому вопросу достаточно внимания, то повышенная возбудимость ребенка может сильно отразиться на процессе школьной адаптации. Таким детям тяжелее сосредоточиться на заданиях, они делают больше «глупых» ошибок. У них бывают трудности с чтением и письмом. К вечеру они сильно устают и с большой неохотой выполняют домашние задания.

С подобными жалобами обращаются родители учеников начальных классов. Диагностика у нейропсихолога часто выявляет повышенную возбудимость ребенка. Специалисты между собой называют таких детей «дети со слабостью I блока мозга».

Трудности в начальной школе могут вызвать стойкую нелюбовь к учебе в целом.

Что делать, если у Вашего ребенка повышенная возбудимость?

Если Вы поймете, что многое из написанного в статье относится к Вашему ребенку, не отчаивайтесь. Приведенные в статье "Гиперактивный ребенок: что делать? Советы психолога родителям" несложные рекомендации позволяют успешно помогать таким детям. Все рекомендации направлены на регулирование работы слабого I блока.

Своевременное понимание особенностей ребенка и направленное родительское внимание позволяет к началу школьного обучения практически полностью сгладить имеющиеся трудности.

 

Анна Дудина

Анна Дудина

Магистр психологии, нейропсихолог, мама двоих замечательных детей. Прошла курсы повышения квалификации в Высшей Школе Психологии по программе "Методы нейропсихологической диагностики и коррекции". Провожу диагностику детей в возрасте от 5 до 13 лет, веду индивидуальные занятия по подготовке к школе и коррекционно-развивающие занятия со школьниками с трудностями в обучении. 8 лет с огромным удовольствием веду группы по подготовке к родам и материнству, проходила обучение для ведущих тренингов личностного роста и инструкторов по подготовке к родам.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.